методика психологической подготовки детей

ясли-сада «РАЗНЫЕ ДЕТКИ»

РуковоДитель: афиногенова м.а.

Режим занятий:

- Занятия проводятся 2 раза в неделю.

- Продолжительность занятий составляет 40 минут.

ПСИХОЛОГ в детском саду — это прежде всего друг, которому можно рассказать

о хорошем и плохом, о веселом и грустном. Он поможет преодолеть неуверенность

и найти друзей. Он подружит с темнотой и прогонит страх. В своей работе я использую различные техники, а также наработанные мною программы. Наиболее используемая мною техника — это арт-терапия.

 

АРТ-ТЕРАПИЯ это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на самовыражении через искусство и творчество. Это наиболее мягкий метод работы с проблемами. 

 

У деток другой тип восприятия. Их поведением управляет мир чувств и эмоций.

Ребенок может не говорить или не может признать свои проблемы, но при этом -

лепить, рисовать, строить из песка он может. Детям проще выразить свои фантазии, переживания в творчестве, чем рассказать о них.

Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии

это его развитие, как интеллектуальное, так и эмоциональное, раскрытие творческого потенциала. Через рисунок, игру, сказку, арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.

 

АРТ-ТЕРАПИЯ помогает при:

     застенчивости и неуверенности в себе;

     периоде адаптации;

     возбудимости или апатичности;

     агрессии, упрямстве;

     частой смене настроения;

     страхе, заикании, навязчивости, энурезе;

     развитии мелкой моторики рук, памяти, внимания, мышления;

 

Наиболее используемые мною виды АРТ-ТЕРАПИИ:

1. Песочная терапия (юнгианская песочница);

2. Сказкотерапия;

3. Изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок);

4. Фототерапия;

5. Цветотерапия;

6. Музыкотерапия;

7. МАК (метафорические ассоциативные карты);

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Для песочной терапии используют песочницу 50х70 – множество разнообразных фигурок – люди, животные, растения, транспорт, здания, сказочные персонажи и пр., все, что может пригодиться для создания своего мира. Выбирая фигурки, ребенок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию. Для психолога каждая фигурка, место ее расположения, а также все постройки из песка являются очень информативными, что дает ему большое количество информации для точной интерпретации внутреннего состояния ребенка. При помощи песка, воды и фигурок, внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении.

 

! Песок помогает выстроить мост между внешним и внутренним мирами. Малыш перестраивает свой песочный мир, перестраивает также и внутри себя, постепенно решая свои проблемы и преуменьшая страхи.

 

Преимущество техники — это то, что ее можно использовать с самого раннего возраста. Это позволит родителям узнать о том, как их малыш видит окружающий мир, чего боится и о чем переживает. Все мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочницы.

 

Данный метод позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне; отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения; изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему

и будущему; получить ресурс для себя.

 

Совместные занятия родителей и детей в рамках арт-терапии очень важны для тех

и других. В процессе работы удается помочь малышу выразить свое внутреннее состояние, а родители получают ответы на многие вопросы.

 

СКАЗКОТЕРАПИЯ — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

В основе лежит процесс построения мысленных, подчас даже неосознанных связей между персонажами, сюжетом и действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это своеобразная подсказка, как поступить правильно, какой путь выбрать и оценить себя со стороны. Не имеет возрастных ограничений. Максимальному влиянию подвержены дети, но при работе со взрослыми обнаруживаются подчас более глубинные результаты.

 

Цели сказкотерапии:

     искоренение страхов;

     воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;

     активация защитных механизмов психики;

     помощь в выборе правильного решения;

     программирование жизненного плана человека на будущее;

     борьба с комплексами и расстройствами личности.

 

ИЗОТЕРАПИЯ — это направление арт-терапии, использующее методы 

изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей.

В широком смысле это и есть непосредственно сама арт-терапия, так как изначально

она подразумевалась именно как работа с рисунками людей, нуждающихся в помощи психологов и психотерапевтов. Это позднее она обросла новыми течениями (танцевальная, песочная, драматическая, музыкальная и прочие терапии), так что пришлось выделять отдельную нишу и под живопись.

 

Цели изотерапии:

Основная цель изотерапии — извлечь из подсознания человека то, в чём он не признаётся даже самому себе, не говоря уже о том, чтобы с кем-то этим поделиться. Иногда он не подозревает о тех проблемах, что хранятся в подкорках и мешают ему свободно наслаждаться жизнью.

А также:

     помочь выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное;

     выразить эмоции, чувства безопасным для себя и окружающих способом —

     снять цензуру «сверхконтроля»;

     освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий,          неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние;

     развить коммуникативные навыки для социальной адаптации, восполнить дефицит            общения;

     поднять самооценку, избавить от комплексов;

     способствовать самореализации;

     помочь решить семейные проблемы;

     раскрыть творческий потенциал, открыть новые возможности.

 

Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме. Изотерапия отличный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой. Она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты. Яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.

 

ФОТОТЕРАПИЯ

Лечебно-коррекционное применение фотографии для решения психологических проблем. Предлагается работа с уже готовыми снимками или создание оригинальных авторских. Она дополняется их обсуждением и творческой деятельностью (сочинением историй, иллюстрированием, коллажированием, инсталлированием, сценическим представлением, оформлением выставок).

ЦВЕТОТЕРАПИЯ — это коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Бывает рецептивной (роль пассивного слушателя), активной (самостоятельная игра на инструменте, пение) и интегративной (игры, пантомимы, театральные постановки под музыку). Музыка для арт-терапии подбирается индивидуально.

 

МАК (Метафорические ассоциативные карты) представляют собой набор карточек. На них может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в ребенке. 

 

Цели метафорических ассоциативных карт:

     позволяют быстро и наглядно получить информацию для работы с ребенком

     и глубокой диагностики проблемы;

     создают диалог между внешним и внутренним миром ребенка;

     позволяют моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией 

     времени; 

     обращаются к травмирующей ситуации ребенка через метафору, избегая                                ретравматизации;

     позволяют ребенку проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само по        себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы);

     запускают процессы самоисцеления;

Дополнительный положительный эффект МАК-терапии заключается в задействовании правового полушария мозга в процессе творчества, в то время как в современном мире в основном используется левое, логическое полушарие. Таким образом, МАК-терапия позволяет гармонично развивать и использовать оба полушария и стимулировать нормальное межполушарное взаимодействие. Активная работа правого полушария также положительно влияет на работу интуиции, эмоциональный интеллект, семейные

и любовные отношения.

© 2020 Ясли-сад «РАЗНЫЕ ДЕТКИ».

Сайт создан на Wix.com