методика психологического сопровождения детей

ясли-сада «РАЗНЫЕ ДЕТКИ»

РуковоДитель: афиногенова м.а.

1/5
sun.png
flower_tamara1.png
masha_site3.png
masha_site5.png

Режим занятий:

- Занятия проводятся 2 раза в неделю.

- Продолжительность занятий составляет от 15 до 40 минут.

ПСИХОЛОГ в детском саду — это прежде всего друг, которому можно рассказать о хорошем и плохом, о веселом и грустном. Он поможет преодолеть неуверенность и найти друзей. Он подружит с темнотой и прогонит страх. В своей работе я использую различные техники, а также наработанные мною программы. Наиболее используемое мною направление — это арт-терапия.

 

АРТ-ТЕРАПИЯ это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на самовыражении через искусство и творчество. Это наиболее мягкий метод работы с проблемами. 

 

У деток другой тип восприятия. Их поведением управляет мир чувств и эмоций. Ребенок может не говорить или не может признать свои проблемы, но при этом - лепить, рисовать, строить из песка он может. Детям проще выразить свои фантазии, переживания в творчестве, чем рассказать о них.

 

Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии — это его развитие, как интеллектуальное, так и эмоциональное, раскрытие творческого потенциала. Через рисунок, игру, сказку, арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.

 

АРТ-ТЕРАПИЯ помогает при:

     застенчивости и неуверенности в себе;

     периоде адаптации;

     возбудимости или апатичности;

     агрессии, упрямстве;

     частой смене настроения;

     страхе, заикании, навязчивости, энурезе;

     развитии мелкой моторики рук, памяти, внимания, мышления.

 

Наиболее используемые мною виды АРТ-ТЕРАПИИ:

1. Песочная терапия (юнгианская песочница);

2. Сказкотерапия;

3. Изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок);

4. Фототерапия;

5. Цветотерапия;

6. Музыкотерапия;

7. МАК (метафорические ассоциативные карты).

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Для песочной терапии используют песочницу 50х70 – множество разнообразных фигурок – люди, животные, растения, транспорт, здания, сказочные персонажи и пр.,

все, что может пригодиться для создания своего мира. Выбирая фигурки, ребенок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию. Каждая фигурка, место ее расположения, а также все постройки из песка являются очень информативными, что дает мне большое количество информации для точной интерпретации внутреннего состояния ребенка. При помощи песка, воды и фигурок, внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении.

 

! Песок помогает выстроить мост между внешним и внутренним мирами. Малыш перестраивает свой песочный мир, перестраивает также мир и внутри себя, постепенно решая свои проблемы и преуменьшая страхи.

 

Преимущество техники — это то, что ее можно использовать с раннего возраста.

Это позволит родителям узнать о том, как их малыш видит окружающий мир, чего боится

и о чем переживает. Все мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочницы.

 

Данный метод позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне; отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения; изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему
и будущему; получить ресурс для себя.

 

Совместные занятия родителей и детей в рамках арт-терапии очень важны для тех

и других. В процессе работы удается помочь малышу выразить свое внутреннее состояние, а родители получают ответы на многие вопросы.

 

СКАЗКОТЕРАПИЯ — это метод использующий сказочную форму. Помогающий родителю и малышу понять проблему. В основе лежит процесс построения мысленных, подчас даже неосознанных связей между персонажами, сюжетом и действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это своеобразная подсказка, как поступить правильно, какой путь выбрать и оценить себя со стороны. Не имеет возрастных ограничений.

 

Цели сказкотерапии:

     искоренение страхов;

     воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;

     активация защитных механизмов психики;

     помощь в выборе правильного решения;

     программирование жизненного плана человека на будущее.

 

ИЗОТЕРАПИЯ — это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства — все, что скрыто в его внутреннем мире —

с помощью линий, форм, рисунков и цветов на бумаге. Это сильное средство самовыражения, эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять напряжение. При работе с детишками изотерапия дает много информации и ребенке и его внутреннем мире: о чем он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и т.д. Дети в буквальном смысле «говорят»
с окружающими через свои рисунки.

 

! С помощью изотерапии дети могут выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Данная техника эффективна в случаях, когда нужно освободиться от зажатости, агрессивности, нервозности, ревности, страхов и т.д. Помогает справиться с проблемами в поведении, проблемами в отношениях 

(внутрисемейных), способствует раскрытию творческого потенциала, открывает новые ресурсы и возможности.

 

ФОТОТЕРАПИЯ

Применение фотографии для решения психологических проблем. Предлагается работа

с уже готовыми снимками или создание оригинальных авторских. Она дополняется их обсуждением и творческой деятельностью (сочинением историй, иллюстрированием, коллажированием, инсталлированием, сценическим представлением, оформлением выставок).

ЦВЕТОТЕРАПИЯ — это техника помогающая решить многие проблемы с помощью цветов. Под воздействием определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в решении таких проблем, как: раздражительность, чрезмерная активность, апатия.

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Бывает рецептивной (роль пассивного слушателя), активной (самостоятельная игра на инструменте, пение) и интегративной (игры, пантомимы, театральные постановки под музыку). Музыка для арт-терапии подбирается индивидуально.

 

МАК (Метафорические ассоциативные карты) представляют собой набор карточек. На них может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то,

что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в ребенке. 

 

Цели метафорических ассоциативных карт:

     позволяют быстро и наглядно получить информацию для работы с ребенком

     и глубокой диагностики проблемы;

     создают диалог между внешним и внутренним миром ребенка;

     позволяют моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией 

     времени; 

     позволяют ребенку проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само

     по себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы).

    

masha_site4.png
masha_site.png